В ТПП РФ обсудили реформу классификации гостиниц
5 августа 2025 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации состоялась конференция «Самооценка как этап классификации средств размещения: цифровые и экспертные решения, государственный контроль и поддержка бизнеса».
В рамках делового мероприятия состоялся конструктивный диалог между представителями государственных органов, туристической отрасли, экспертных организаций и цифровых сервисов. В обсуждении в том числе принял участие президент Федерации Рестораторов и Отельеров России – Игорь Бухаров.
Конференция была организована Росаккредитацией совместно с Министерством экономического развития РФ.
Цель реформы – модернизировать модель под актуальные стандарты
Илья Зубков, вице-президент ТПП РФ, открыл и провел конференцию. В своем выступлении он подчеркнул, что ТПП РФ системно участвует в реформировании системы классификации средств размещения. Текущая задача палаты, как сообщил Зубков, – модернизировать модель под актуальные стандарты и нужды предпринимателей. На базе 10-12 ТПП запланировано создать макрорегиональные центры по классификации объектов размещения, которые уже сейчас взаимодействуют с бизнесом, разъясняют новые положения, оказывают содействие в прохождении самооценки.
Участники конференции положительно оценили новую цифровую систему самооценки, подчеркнув ее вклад в прозрачность отрасли и одобрение со стороны бизнеса.
Этапы самооценки
Особое внимание было уделено новой процедуре самооценки как части обязательной классификации средств размещения.
Алексей Херсонцев – статс-секретарь – заместитель министра экономического развития озвучил ключевые изменения.
Классификация стала двухэтапной и обязательной для всех средств размещения (включая базы отдыха, кемпинги, санатории).
Этап 1 (Обязательный): самооценка, результатом которой становится включение средства размещения в созданный Росаккредитацией реестр средств размещения. Без прохождения этого этапа средство размещения работать не может.
Этап 2 (Добровольный): оценка на соответствие дополнительным показателям качества – «звезды».
Задачи реформы: создание равных условий и рост доверия туристов к качеству.
Алексей Херсонцев отметил: «Эта реформа направлена на решение двух задач: создать равные условия для работы всех участников рынка и повысить доверие туристов к качеству размещения».
Бизнес и регуляторы
Дмитрий Вольвач – руководитель Федеральной службы по аккредитации рассказал о работе Единого реестра, представив свежую статистику и анонсировал его дальнейшее развитие: «Новая система создана не ради отчетности, а для реальной работы. Мы получаем более 2 тыс. заявок в неделю, и благодаря архитектуре ФГИС у нас нет технических ограничений. Мы не просто выстроили цифровой маршрут, мы сопровождаем его живым взаимодействием с бизнесом. С 1 августа служба поддержки и чат для участников рынка работают в круглосуточном режиме – и это стало важным шагом к тому, чтобы ни один вопрос не оставался без ответа. За полгода система прошла стресс-тест, и сейчас мы готовы к максимальной нагрузке».
Важной темой стало взаимодействие бизнеса с регуляторами. Представители «Островок.ру», Radisson Hotel Group и ФАУ НИА поделились практическими кейсами и опытом внедрения цифровых решений, позволяющих сделать процесс самооценки быстрым, прозрачным и понятным для отельеров.
Игорь Бухаров: Интересы потребителя – прежде всего!
Игорь Бухаров – президент Федерации Рестораторов и Отельеров Рооссии поблагодарил Минэкономразвития за нацеленность работы по реформированию системы классификации средств размещения в первую очередь на помощь бизнесу и совместный поиск оптимальных решений текущих задач. Он подчеркнул, что и власть, и бизнес должны ставить интересы потребителя на первое место.
«Гости часто предпочитают зарубежный отдых из-за недостатков сервиса, в оснащении номеров, питании и других аспектах работы российских отелей. Новая система самооценки поможет во многом решить эту проблему, предлагая тщательный и объективный механизм оценки. Гости видят несоответствие между заявленными «звездами» и реальным уровнем сервиса. Это вызывает раздражение. Поэтому «самооценка» должна гарантировать соответствие ожиданиям, предотвращать отток гостей и сократить жалобы», – прокомментировал Игорь Бухаров.
Игорь Олегович озвучил и другую проблему, связанную с неоправданными ожиданиями, когда нередко гость, заселяясь даже в «двухзвездочный» отель, рассчитывает на уровень услуг, как в отеле «пяти звезд». Однако добавил, что это вопросы становления индустрии. «Системный внутренний туризм развивается у нас последние несколько лет. До этого было так: приходишь в любую туристическую фирму, и тебе предлагают сразу: в Италию, во Францию, в Германию, в Грецию…»
Также президент ФРиО России озвучил несколько нерешенных вопросов, связанных с компаниями по аккредитации, а именно по подбору экспертов: «Принято решение о том, что эксперты по аккредитации не должны в настоящий момент работать в отельном бизнесе, а представлять аккредитационные компании, хотя и обладать определенным практическим опытом. В таком случае это люди, которые вышли на пенсию. И как организовать эффективное обучение экспертов, не имеющих актуального опыта работы в отельной сфере?» Эти и другие вопросы в том числе предстоит решить на следующем этапе.
В заключении своей речи Игорь Бухаров призвал коллег не откладывать подачу заявок на последние дни: «Нам предстоит проделать большую работу до 1 сентября. Даже при круглосуточной работе колл-центра, физические возможности ограничены. Если все заявки будут поданы 31 августа, система может дать сбой. Прошу коллег учесть это».
«Важно пропускать все через себя, помнить, что мы тоже путешествуем. Давайте относиться к гостям по-человечески, и тогда нас будут посещать и сограждане, и иностранные туристы», – добавил президент ФРиО России.
Напомним, что до 1 сентября 2025 года собственникам средств размещения, подлежащих классификации, необходимо пройти процедуру самооценки. Обращаем внимание на то, что, даже если объект уже прошел классификацию и находится в Едином реестре объектов классификации в сфере туристской индустрии Росаккредитации, ему нужно пройти самооценку до этого срока. Процедура самооценки необходима для дальнейшего законного осуществления предпринимательской деятельности.
С 1 сентября 2025 года вступит в силу запрет публикаций объявлений о средствах размещения, не включенных в реестр, а также при отсутствии информации о прохождении процедуры самооценки. Агрегаторы и сервисы будут обязаны проверять достоверность сведений в соответствии с информацией из реестра и публиковать объявления только после подтверждения со стороны Росаккредитации.
Ознакомиться материалом по итогам конференции, а также посмотреть видеозапись встречи можно на официальном сайте ТПП РФ.

Окружная
Окружная