Корзина Оформить заказ
При покупке в интернет-магазине скидка 5%
доставка по всей россииУсловия доставки

Urbi et orbi: законы о ресторанном бизнесе 2014

Сферу HoReCa, как и большинство иных отраслей в нашей стране, с полным правом можно назвать зависимой от государства. Речь, увы, в данном случае идет не о многомиллиардных дотациях, призванных встряхнуть притормозивший бизнес и придать ему новый импульс. Мы говорим о законодательной базе, согласно которой работают все — от мала и до велика. И если раньше, принимая то или иное решение, депутаты влияли на бизнес рестораторов по большому счету косвенно, то этот год оказался богатым на «сюрпризы», после которых существование многих заведений значительно изменилось или прекратилось вовсе.

Но обо всем по порядку. Начнем с законов, которые вряд ли можно назвать судьбоносными, но, тем не менее, важность их не стоит недооценивать.

Не только для рестораторов, но и для всех российских предпринимателей были изменены правила начисления страховых взносов. С 1 января 2014 года для бизнеса, годовой доход которого составляет менее 300 000 рублей, фиксированная сумма, взимаемая в пользу государства, будет равна 20 727, 53 рублям. В нашем случае речь идет о выездных точках продаж фаст-фуда или небольших частных пекарнях, работающих в спальных районах. Но, как правило, открытие ресторанов и кафе приносит значительно большие деньги, и сумма отчислений будет равна фиксированной таксе, указанной выше, плюс 1% от суммы годового дохода, который превышает показатель в 300 тысяч рублей. Однако государство не может взимать с Вас больше 142 026,89 руб.

Когда платить? Фиксированная сумма должна быть внесена до конца 2014 года, а остальная часть (буде такая необходимость существует) до 1 апреля 2015.

Для тех, кто нарушит сроки платежей, расчет будет производиться по максимальной ставке (8 МРОТ).

Если Вы заказали профессиональное оснащение баров, кафе или ресторанов в расчете не только на посетителей с «улицы», но и в надежде выиграть тендер на питание и обслуживание какого-либо государственного учреждения, обратите внимание на изменения системы госзаказов. В этом году ведена Федеральная контрактная система, подразумевающая открытый доступ к закупкам. Более того, теперь государственные учреждения обязаны приобретать 15% товаров и услуг у субъектов малого и среднего бизнеса. Еще одна ниша, которую стоит попытаться занять рестораторам. Произведя грамотный подбор оборудования для фастфуда и кейтеринга, вы вполне сможете поучаствовать в торгах. Для этого нужно предъявить справку об отсутствии судимости, которой стоит озаботиться заранее (ее делают около месяца). Еще один нюанс: согласно правилам ФКС, если Вы предлагаете цену на 25% ниже стартовой, то должны предоставить повышенное обеспечение.

Изменились и правила отчетности, предоставляемой предпринимателями. Если раньше отсылать электронные документы по уплате НДС обязаны были бизнесмены, штат компании которых превышал 100 человек (сетевые рестораны и гостиничные комплексы), то теперь это должен делать каждый. Причем необходимо заверять отчетность усиленной квалифицированной электронной подписью.

2014 год запомнится еще и тем, что у многих банков были отозваны лицензии. Какие неудобства это вызвало у вкладчиков, Вы можете себе представить.  Если Вы попали в эту незавидную категорию предпринимателей, чей бизнес потерял из-за этого деньги, то их компенсирует «Агентство по страхованию вкладов» на сумму до 700 000 рублей. Учитывая, что раньше подобные обязательства выполнялись лишь по отношению к физическим лицам, новость можно назвать позитивной.

Перейдем от общероссийских постановлений к столичным. Москва, как известно, служит своеобразным маяком, в том числе и для ресторанной сферы. Поэтому новшества, принятые здесь, вскоре можно будет увидеть и на федеральном уровне.

Новый закон касается летних кафе — одного из сезонных  «дополнительных» бизнесов. С 1 января 2015 года в пределах Садового кольца (с 1 января 2016 — за пределами ТТК) открытые веранды запрещается возводить с использованием стационарных шатров, кирпича, стекла, баннерной ткани, профлиста. Зато можно использовать сборно-разборные конструкции (например, зонты) высотой до первого этажа. Как и прежде, необходимо стилистическое и колористическое согласование с Мосархитектурой.

Ну и бесспорная «звезда» уходящего года, которая действительно изменила лицо российской HoReCa. Закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», принятый еще в прошлом году, но вступивший в силу 1 июня 2014 года, подтвердил истину о том, что «курение убивает», отправив в небытие не одну сотню заведений. Однако выживать отечественному бизнесу не впервой и даже в довольно четко сформулированном тексте были найдены «лазейки», то есть вопросы по исполнению.

В оригинале закона говорится о запрете на курение в помещениях, предназначенных для оказания услуг общественного питания. Но что считать пресловутым «помещением»? Рестораторы, воспользовавшись неоднозначностью трактовки данного термина, поставили пепельницы на летних кафе и террасах, благо как раз был сезон. Однако выяснилось, что если пространство имеет стены, а тем более крышу, оно вполне может считаться помещением. И наоборот. Если территория не представляет собой изолированную часть здания, счесть его помещением невозможно. Данные разногласия должны быть аннулированы в уточнениях к закону, которые, правда, еще не вышли.

Есть неопределенность и с организацией «курилок». Согласно закону, курительная комната должна быть изолирована от ресторана и иметь отдельный вход и систему кондиционирования. Более того, ресторан должен доказать, что в данном помещении не оказываются услуги общественного питания. Доказать как фактически, так и бюрократически. На практике подобное выполнимо, но довольно сложно — с привлечением кадастрового паспорта и прочих документов технического учета.

Новые правила стоит воспринимать как данность, ведь лобби ресторанной сферы (в отличие от условной нефтегазовой) в законотворчестве не слишком высоко. Но, даже играя по правилам можно зарабатывать и развиваться. И клиенты интернет-магазина КленМаркет.ру подтверждают это своими историями успеха.