Корзина Оформить заказ
При покупке в интернет-магазине скидка 5%
доставка по всей россииУсловия доставки

Торговые центры вчера и сегодня. Пара строк из истории ГУМа.

Современные традиции торговли кардинальным образом отличаются от тех, что были заложены изначально. Если раньше процесс совершения покупок занимал совсем немного времени, ограничивался передачей денег и товара, а также единственным развлечением — торгом — то сегодня это целый ритуал, который может затянуться на весь день и сопровождаться всяческими дополнительными мероприятиями в виде посещения кафе, маникюрного салона или выставки. Повлияло на это открытие больших торговых центров, ставших сосредоточением не только торговой, но и культурной жизни городов.

История торговых центров, а особенно некоторых их представителей, насчитывает не одну сотню лет. Прообразами современных универмагов были обычные рынки, стихийно или централизовано возникавшие на городских и сельских площадях в России и других странах мира. Или ярмарки, отправляясь на которые, можно было не только прикупить все, что запланировано, но и весело провести время, наблюдая театрализованное представление тут же, около прилавков и развалов.

Урбанизация, развитие транспортных сетей и градостроительства привело к образованию на городских улицах целых торговых кварталов. Магазины открывались в жилых домах и имели собственные здания, украшались вывесками и красочной рекламой для привлечения внимания прохожих. И опять же, для охвата, так сказать, большей аудитории, продовольственные магазины соседствовали с парикмахерскими, зубными кабинетами, магазинами одежды и обуви.

В Европе и Америке появление торговых центров в их сегодняшнем понимании относится к первой половине 20 века. Ранее, например, для Англии и Франции, характерны были торговые пассажи и дворы, представляющие собой настоящие произведения архитектурного искусства. В 30-х годах начинают строить большие центры американцы, возводя массивные здания с организованными парковками, как правило, на выезде из крупных городов. Соединенные Штаты положили начало этой традиции, которую намного позже переняли и в России. Сегодня многие известные торговые сети ведут строительство за пределами городов, рядом с основными трассами. Это позволяет занять необходимую территорию, большую, чем это возможно в черте города, разгрузить городские автомагистрали и привлечь дополнительных клиентов за счет въезжающих и выезжающих. Подобная практика, как уже было сказано, характерна для США.

А вот в Европе, несмотря на скромность территорий, торговые центры размещаются на главных улицах или в городах-спутниках столиц. К 50-м годам прошлого века в Англии, Швеции и Германии было построено более десятка крупнейших центров, работающих по сей день.

Что касается России, то история наших отечественных универмагов (назовем их так), впрочем, как и история всей страны, неоднозначна, запутана, весьма сложна. Возьмем для примера самый известный торговый центр России и всего бывшего Советского Союза — ГУМ. Он стал настоящей достопримечательностью, которую посещают толпы туристов, а для жителей столицы — местом отдыха, шопинга и…ностальгии. Но обо всем по порядку.

Годом основания ГУМа или Верхних торговых рядов принято считать 1893 год. Действительно, в этом году произошло торжественное открытие пассажа, имевшее широкий общественный резонанс. Ничего подобного столичная публика ранее не видела и даже избалованная путешествиями в дальние страны знать, была удивлена и по-хорошему шокирована. Однако первые торговые ряды появились на Красной площади гораздо раньше — в самом начале 19 века. Центр столицы всегда был местом бурной торговли, которую со временем нужно было «окультивировать», дабы нахождение рядом с властью и культурным наследием империи обязывало. Построенные первоначально торговые ряды не раз перестраивались, проекты здания отвергались один за другим, пока в 1889 году не был принят окончательный вариант. Постройка здания заняла без малого 5 лет.

Верхние торговые ряды вмешали более 300 магазинов. Каждый покупатель мог найти здесь все, что его душе угодно от самых необходимых продовольственных товаров до эксклюзивных украшений и предметов интерьера. Да и просто гулять, заглядывая в витрины бесконечных отделов, можно было хоть целый день, благо новые впечатления ждали за каждым углом — то экспозиция частных коллекций откроется, то ювелирная мастерская, то кафе, то ресторан. Технологическое проектирование ресторана в возможностях того времени проходило на высшем уровне. Специалисты постарались, чтобы посетителей рядов ароматы готовящихся блюд не тревожили, а гостей ресторана, наоборот, соблазняли.

Революции и приход советской власти не могли не повлиять на судьбу торговых рядов. Их закрывали, затем и вовсе хотели снести, использовали для размещения государственных учреждений, пока в период НЭПа не было принято решение превратить царские Верхние торговые ряды в оплот советской торговли — ГУМ.

С этого времени начинается новая история «универсального магазина», еще более сложная, чем прежде. Перед Великой Отечественной Войной ГУМ хотели снести, чтобы расширить Красную площадь. Пассаж мешал, да и никакой особой ценности, по мнению тогдашних властителей дум, не нес. После войны ГУМ снова решили снести, дабы воздвигнуть на его месте памятник в честь Победы, забыв, что именно из здания этого магазина, в эфир вышел Юрий Левитан и известил о безоговорочной капитуляции поверженной фашистской Германии. И снова ставшему уже культовым центру торговли удалось избежать печальной участи.

Если внимательно изучить всю историю ГУМа, понимаешь, насколько она противоречива. Периоды расцвета сменялись периодами застоя и забвения, хвалебные оды в честь столь масштабного предприятия приходили на смену жесткой и неоправданной критике. Так, вторая воловина 20 века — яркое тому доказательство. Хрущевская «оттепель» вернула ГУМу былое величие и любовь жителей и гостей Москвы. За товаром выстраивались гигантские очереди, ведь приезжали из разных уголков нашей необъятной, чтобы купить то, что в местных магазинах никогда не найдешь.

В брежневскую эпоху ГУМ в сотый раз готовились снести. По мнению руководства страны, ему просто-напросто не место рядом с Мавзолеем и Кремлем. Спасти магазин помог опять-таки случай. В итоге к 70-м годам ГУМ становится главным универмагом страны, где представлены товары передовых советских предприятий.

После Перестройки ГУМ «возвращается к истокам». Он становится одним из центров светской жизни столицы. Открываются магазины ведущих мировых модных домов, в Россию приходят легендарные бренды. Вместе с тем, уже в 2000-х становится понятно, что прошлое великой страны — это то, по чему наш народ искренне скучает. Появляются кафе и столовые, оформленные в советской тематике с теми же плакатами на стенах и буфетчицами за прилавками. Линия раздачи, где в рядок стоят салаты, первые и вторые блюда, булочки и пирожные, молочный миксер, готовящий самые вкусные коктейли на основе пломбира, установки с газированной водой и квасом — все это так близко и дорогу сердцу, что удивляться популярности заведений нет смысла.

Окунуться в романтику советских магазинов, где, правда, всего уже много, помогает, расположившийся на первом этаже «Гастроном №1». Вот где вспомнится и детство, и юность, и первый Портвейн. Стилистика родная, «привет из прошлого», товар современный, впрочем, как и торговое оборудование для продовольственных магазинов, мало чем отличающееся от тех же супер- и гипермаркетов. Торговые прилавки, стеллажи ломятся от изобилия деликатесов и продуктов попроще, богатый выбор вина и всяческих колбас. Можно купить и то, что, казалось совсем забытым, как например, молоко в стеклянной бутылке с цветными крышками или в картонном треугольнике. Предусмотрен и сервис, которого СССР не видел. Для удобства посетителей магазина перед входом установлены шкафы для сумок, где можно оставить ручную кладь и «путешествовать» по этому острову изобилия налегке.

Как уже было сказано не раз, сегодня в ГУМе можно купить все, на что только хватит фантазии и побаловать себя вкуснейшими блюдами, включая выпечку. Аромат свежевыпеченной сдобы, пирожков, круассанов, хлеба кружит голову и заставляет забыть обо всех проблемах кроме одной — как сдержаться и не купить еще с десяток булочек. Оборудование кондитерского цеха вместе с пекарями старается на славу, потому выпечка получается такой ароматной, приготовленной в лучших традициях пекарного ремесла.

В компании «Клен» вам окажут профессиональную помощь в открытии магазинов разного формата, будь это небольшие павильоны у дома или отделы в больших торговых центрах. Надеемся, что с легкой руки наших специалистов, ваши предприятия будет ждать успех и стабильность.